Сюжетно-ролевая игра как средство ранней профориентации.

Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются привычки правильного поведения, складывается характер. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми — сюжетно-ролевые. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. А значит, сюжетно-ролевая игра – это не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации.

Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, не даёт новых знаний. В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребёнка опыт, посредством которого эти знания ребёнком присваиваются.

В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра профориентационного характера постепенно усложняется по содержанию.

В раннем возрасте ребенок открывает для себя назначение многих предметов человеческой материальной и духовной культуры. К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована, дети начинают выполнять с игрушками действия, которые они наблюдают у взрослых: одевает и раздевает куклу, катает ее в коляске, кормит, умывает. Одновременно, дети узнают назначение простейших орудий труда и начинают овладевать ими: лопатой копают, молотком забивают. Воспитатель наблюдает за игрой ребенка, выясняет, какие действия ему даются труднее и помогает овладеть ими. Необходимо позаботится об условиях для организации игр, приучающих детей к трудовым действиям.

Во второй младшей группе в игре детей трудовые действия ещё носят имитационный, подражательный характер, мало внимания обращается на результат труда. Педагогу следует стимулировать детей в ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр.

В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом, увеличивается количество изображаемых трудовых действий: построение дома (работа строителей, перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин, лечение детей (работа врачей, медсестер, продажа товаров (работа продавцов). Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, выбирать необходимые для игр предметы, игрушки.

В старшей и подготовительной группах совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавец, почтальон, актёр, врач, водитель, лётчик). В игре воспроизводятся не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе, появляются игры в профессии родителей.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей дошкольного возраста в профессию взрослых. Данный вид игры способствует практическому переживанию окружающей действительности. В её процессе дети расширяют свои знания и впечатления, усваивают что-то новое. О том, что эти знания достаточно сформированы говорит поведение детей в игре: они охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.

Сюжетно-ролевая игра дает ребёнку радостное осознание того, что он стал взрослым, у него есть профессия и он стремится выполнить какие-либо профессиональные действия, пусть даже в рамках игры.

Статью подготовила воспитатель: Акиньшина Е. А.

IMG_20221025_161052 IMG_20221025_161210 IMG_20221025_161402 IMG_20221025_161511 IMG-20221108-WA0000 IMG-20221108-WA0002