История казачества

Екатерина Вторая.

Когда то очень давно, на Кубани жили не казаки, древние люди (скифы, меоты, греки), затем Кубань населяли адыги, ногайцы, турки, и очень досаждали нашим народам постоянными набегами и нападениями. И вот по особому поручению царицы Екатерины II, наш великий полководец Александр Суворов «очистил» эти земли от иноземцев, и теперь их нужно было охранять. Тогда Екатерина Великая послала охранять границы казаков, так как они были смелые, ловкие, верные и надежные воины. Она предложила им переселиться на земли рядом с Кубанью, но казакам там было мало места, и тогда Войсковой судья Антон Головатый направил к царице делегацию казаков с прошением даровать им земли около реки Кубань. Екатерине очень понравились вежливые, скромные казаки, они называли её «мамо», и обещали верно служить за веру и Отечество, и Императрица Екатерина подписала грамоту о «пожаловании» Черноморскому (Запорожскому) войску кубанских земель «за доблестную службу в  минувшую с турками войну».

И казаки начали осваивать эти земли, на высоком берегу Кубани, заложили крепость, и основали войсковой град Екатеринодар. Это была настоящая военная крепость, вокруг они насыпали земляной вал установили сторожевые вышки и орудия. Буйная река Кубань охватывала крепость с трех сторон и надежно защищала от врагов. Внутри крепости построили курени из камыша, бревен и глины. Хаты обязательно обмазывались глиной и белились, чтобы было красиво. А в центре небольшой площади поставили Свято – Троицкую походную церковь. Вот так началась история Кубанской столицы.

«Переселение казаков»

Переселение казаков на Кубань оказалось непростой задачей.

30 июня 1792-го Екатерина II подписала грамоту, в которой жаловала казакам правый берег Кубани и Таманский полуостров. 13 июля императрица благословила черноморцев на переселение. С этого момента казаки навсегда поселились на Кубанских просторах. Вот только переселить на Кубань сразу всех не получилось. Дело в том, что черноморское казачье войско имело и гребную флотилию, и пешие полки, и конные, и артиллерию, и свой архив, и даже администрацию. Попробуй тысячи бравых хлопцев с их хозяйством разом переселить! Тогда войсковое правительство выработало план переселения, решив переводить людей на Кубань несколькими партиями.

Основной отряд, состоявший из более чем двух тысяч человек, возглавил кошевой атаман Захарий Чепега. (Атаман – это старший казак, командир, предводитель казачьего войска) Под его началом в этом походе были три конных и два пеших пятисотенных полка, обозы семейного казачества и войскового имущества. Весь этот «караван» отправился на Кубань 2 сентября 1792 года.

Путь отряда Чепеги был самым длинным и трудным, им нужно было обойти Азовское море и земли Донского войска. До реки Ея, которая была границей выделенных им земель они добрались только через 2 месяца и остались здесь на зимовку. Кстати после здесь возник город Ейск. Здесь имелось много хороших пастбищ для лошадей, достаточно камыша для топлива и рыбные места, потому сюда прибыло около 2 075 человек. Ну а уже ранней весной черноморцы вновь двинулись дальше. И 19 мая 1793 года отряд Чепеги прибыл к реке Кубани. К слову, именно кошевому атаману приписывают выбор места Главного Ореховатого кордона у урочища Карасунский кут, это то место где казаки заложили войсковой град Екатеринодар. Вот как писал атаман Чепега, судье Антону Головатому.

— Расставивши по реке Кубани пограничную стражу, состою с правительством над оную при урочище Карасунском куте, где и сыскал место под войсковой град.

По примеру запорожского коша (Крепости) казаки здесь построили крепость и курени для холостого товарищества. (Курени – это жилище казаков, часто курень объединял совместное жительство нескольких семей, от 3 до 20. А из нескольких куреней уже образовывалась казачья станица, в центре станицы всегда располагалась площадь (майдан), на которой казаки собирались все вместе на казачий круг, чтобы обсудить свои проблемы, важные дела).

В центре крепости позже они построили Свято-Троицкую походную церковь. Сейчас на этом месте тоже возвышается церковь, правда, уже другая – каменная. С того времени казачье войско несло постоянную сторожевую службу и охраняло границу страны.

А 16 августа из Очаковского лимана к берегам Тамани двинулась эскадра, включавшая в себя казачью флотилию из 50 канонерских лодок и одной яхты под командованием атамана Саввы Белого, бригантину «Благовещенье» и 11 транспортных судов.

Отряд высадился в Тамани 25 августа 1792 года, всего было 3 247 человек.

Этот день можно считать началом фактического занятия пожалованной земли.

История Казачества Белогорья

Казачество с давних времен играло роль живого щита на южных рубежах русской земли. Первые сведения о казачестве на территории Белогорья относятся к 1570 году – это были оскольские казаки — донецкие гулящие казаки. Все они именовались служилыми людьми по прибору, ибо их, как говорили тогда «прибирали» на государеву военную службу.

drevo

Казаки в 1593 году основали город — крепость Оскол. Казаки — категория служилых людей города Старый Оскол, выполняющих довольно широкий спектр государевой службы: станичная, сторожевая, посольская, караульная, передачи срочных сообщений, сопровождение важных грузов и другое. Этот разряд наиболее пестрый по своему составу и положению. Они составляли две группы — городовые и беломестные. Наименование городовых казаков произошло, прежде всего, оттого, что в их отряды поступали вольные люди, вообще, издавна осваивающие Белгородский край. В обиходном языке их называли бортниками, в Путивле севрюгами, но чаще казаками. Занимались они промыслами и охотой и оседали на хорошо изученных и знакомых местах.

karta

В 1569 г. оскольский казак Иван Матвеев предупредил правительственные войска, что по Оскольскому краю в центр России движется 30-ти тысячная татарская Орда. Оскольские казаки принимали активное участие в сторожевой службе Усть Ублинского острожка и составляли значительную часть городовых казаков, ездоков и вожей. Городовые казаки подобно стрельцам прибирались на службу, получали земельное, денежное и соленое жалованье. В основном в Старом Осколе служили «с земли без денег». Небольшое денежное жалованье получали либо за «лишнее стояние» сверх установленного срока в пограничном охранении, либо в длительном походе.
Селились слободой и дворы ставили по десяткам, то есть, ко двору десятника примыкали дворы подчиненных ему казаков, к жилью пятидесятника дворы казаков его полусотни. Приборные люди не имели права без дозволения начальства отлучаться из города. Земельный надел городового казака был в пределах 20 четей, который находился в общей «даче», то есть, полученной на всю слободу.

Оскольские казаки не составили в крае административно-хозяйственную и военную организацию, как это было на Дону, Волге, Урале и Тереке. Последних правительство России стремилось использовать для охраны южных границ, снабжая хлебом, оружием, порохом и свинцом. Приглашенная на службу в южные города эта категория казаков получила название беломестных (свободных от податей), служащих по договору.

Первыми в городе Старый Оскол были терские казаки Ивана Матвеевича Прасолова и 39 его товарищей, живущих в отдельной беломестной слободе. В 1640 г. на службу в Оскол прибыли 37 ярославских «кормовых» казаков во главе с атаманом Федором Емельяновым. В 1644 г. воевода Дмитрий Плещеев принял на Осколе но указу Михаила Федоровича 30 донских казаков атамана Никифора Осиповича Медведева. В 1697 г. прибыли на службу казаки Острогожкого полка, но в начале XVIII в. их вывели с Оскольской территории. По архивным данным на территории уезда находилось еще 10 яицких казаков. Земельные наделы были различны, но со временем увеличивались. Если терские казаки в начале века имели всего по 10 четей земли на человека, то ярославцы в то же время владели землей — рядовые по 20 четей, есаул — 25, а атаман — 35. Но после перевода их в разряд детей боярских, земельный надел еще больше увеличился: по 200 четей имели 27 человек, по 150 четей — 12, по 100 четей — 25 бывших казаков. Донские казаки получили по 50 — 70 четей земли, но к концу века их осталось всего 9 человек.

В 1635 года стрельцы, пушкари и казаки начали сооружение 200-километровой Белгородской оборонительной черты, которую и строили, и обслуживали именно казаки, объединенные в слободские казачьи полки. В Белгородский разрядный полк были влиты 5 «черкасских» полков: Ахтырский, Сумской, Харьковский, Изюменский и Острогожский, сформированные из украинцев-переселенцев, имевшие в своем составе до 8 тысяч казаков, которые защищали оборонительную Белгородскую черту. На южной окраине Белгорода была застроена Казацкая (ныне Сапруновская) слобода.Из ворот Белгородской крепости «в поле» выезжали группы по 3-4 вооруженных всадника, которые следили «чтобы воинские люди на государевы земли войною безвестно не проходили». Зоркое око, смекалку и смелость должны были иметь воины, смотревшие за степью и татарскими дорогами. В степь также выезжали дозорные отряды в 9-10 ездоков, совершая длинные и опасные маршруты воль Муравского шляха и вниз по Северскому Донцу. В 1623 году Белгород выставлял 15 сторож и 40 станиц. Белгородские слободские казаки не только защищали рубежи южной России, но и принимали активное участие в Северной войне против шведов. Вольного казачества в том понимании, как оно было развито на Дону и Кубани, на территории Белогорья не было. Сохранялось лишь казачество, участвовавшее в обороне Белгородской засечной черты: городские казаки служили в опорных крепостях, линейные — охраняли «линию» между этими крепостями.