Дошкольное образование для детей ОВЗ

Детский сад – образовательное пространство, открытое для всех!

Уважаемые посетители сайта!
Просим Вас познакомиться с нормативно-правовой базой, обеспечивающей оказание услуг для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ:

  РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ:

Сведения о материально- техническом обеспечении образовательной деятельности. Приказ управления образования от 19.07.2016 №948  «Об организации мероприятий по созданию в ДОO необходимых условий для детей-инвалидов и детей с ОВЗ» для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалиды.

В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду общеразвивающего вида № 5 г. Белгорода функционирует логопункт (для детей с общим недоразвитием речи), детей – инвалидов в настоящее время нет.          Дети -инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях.Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).– инвалиды (если таковые имеются) получают образование в группах общеразвивающей направленности в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребёнка-инвалида.

Обеспечение доступа в здание образовательной организации детей — инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 5 г. Белгорода функционирует с 1965 года. Учреждение располагается в двухэтажном  здании. Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).   Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход», видеонаблюдением. При необходимости инвалиду или лицу с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) будет предоставлено сопровождающее лицо. В целях обеспечения доступа в здание ДОУ для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ созданы следующие условия: установлена кнопка вызова персонала, первая и последняя ступени лестничных маршей окрашены в контрастный цвет, на стеклянных дверях размещены яркие желтые знаки на уровне глаз — ориентир для слабовидящих граждан. Назначен ответственный за встречу и сопровождение на территории и в помещениях ДОУ маломобильных граждан, граждан с ОВЗ и инвалидностью — Юрина Г.Л., заместитель заведующего по ХР.

Возле входа на территорию имеется табличка со схематическим изображением организации, на которой отмечены пути движения маломобильных граждан, граждан с ОВЗ и инвалидностью. 

   
2.Наличие оборудованных учебных помещений В дошкольном учреждении имеется: кабинет учителя-логопеда и кабинет психолога
По целенаправленному оснащению и применению кабинет можно разделить на несколько рабочих зон:
1. Зона по коррекции произношения располагает настенными зеркалами (1 шт.) и
соответствующим занимательным картинным материалом.
2. Зона по преодолению ОНР (общего недоразвития речи) способствует развитию речи  через методические пособия, содержащие рассказы и сказки для пересказов, картины для составления рассказов, загадки, стихотворения, словесные игры и задания по текущей лексической теме.
3. Образовательная зона по подготовке к освоению грамоты. Это пространство оборудовано настольной магнитной доской, комплектом цветных магнитов (20 шт.), указкой (она же призвана превращаться в “волшебную палочку”), наборы букв и цифр.
4. Зона индивидуальной коррекции речи. Здесь располагаются большое овальное зеркало; над ним – изображения основных артикуляционных упражнений; В этой зоне обязательный для специалиста набор стерильных логопедических зондов; коробок с “волшебными” спичками – механическое подспорье при межзубном сигматизме; песочные часы – 15 минут; сменная игрушка на развитие физиологического дыхания;
5. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. Она представлена книжным шкафом и содержит следующие разделы:
справочная литература по дефектологии, логопедии; материалы по обследованию речи детей; методическая литература по коррекции звукопроизношения; методическая литература по преодолению ОНР (общего недоразвития речи);
учебно-методическая литература по обучению грамоте; учебно-методические планы по разделам коррекции и развития речи (в папках с файлами); пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках и конвертах);
занимательное игровое обеспечение логопедических занятий (настольные игры – лото, игрушки); оборудование, способствующее формированию речевого дыхания; оборудование, способствующее развитию мелкой моторики рук.
6. Рабочий стол учителя-логопеда. Настольная лампа.
7. Информация для педагогов и родителей расположена на стенде “Советы логопеда” и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей.
Кабинет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Дошкольное учреждение в достаточном количестве оснащено техническими средствами, в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

В МБДОУ для реализации образовательно-воспитательной деятельности используются  технические средства:

Имеется: 3 принтера, 2 сканера, факс, медиопроектор, 3 компьютера, 1 телевизор,  фотоаппарат. Во всех группах имеются магнитолы. В музыкальном зале — 2 музыкальных центра, медиатека.

 

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. 

Персональными компьютерами оборудованы рабочие кабинеты Заведующего, старшего воспитателя, медицинского персонала,  делопроизводителя. С каждого компьютера обеспечен доступ выхода в сеть Интернет, установлена 1 локальная сеть, объединяющие все компьютеры. Внедрение информационно-аналитической системы «АВЕРС: Заведующий ДОУ», «АВЕРС: Расчет меню питания» позволяет оптимизировать процессы кадрового делопроизводства, вести электронный документооборот, упрощает деятельность по формированию отчётной документации, планировать и осуществлять контроль и организацию питания. Переносной компьютер используется педагогами в ходе проведения непосредственно-образовательной деятельности с детьми. При проведении праздников, развлечений, открытых мероприятий с участием детей в МБДОУ так же используется медиа-проектор и переносной компьютер.

В методическом кабинете в достаточном количестве имеются: плакаты, наглядно-дидактический материал, демонстрационный материал, энциклопедии, видеодиски с развивающими играми, серии картин, дидактические игры и др.

В ДОУ имеются медицинский и процедурный кабинеты, а так же изолятор. Медицинское обслуживание обучающихся с ОВЗ и инвалидов осуществляется штатным, специально закрепленным медицинским персоналом,  который наряду с администрацией несет ответственность за проведение оздоровительных и профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, осуществляет контроль за  качеством питания воспитанников, оказывает первую помощь детям в случае необходимости.

Территория детского сада занимает 6574 кв.м., для каждой возрастной группы отведена отдельная игровая площадка, на которой размещены игровые постройки и теневые навесы. Так же оборудована хозяйственная зона: помещения для хранения хозяйственного инвентаря, места для сушки белья, овощехранилище, площадка для сбора мусора и пищевых отходов.

     Ежегодно проводятся мероприятия по благоустройству территории ДОУ: отдельные участки засеяны газонной травой, высажены кустарники, оформлены цветники, клумбы, тропа Здоровья, опытно-экспериментальный участок.

Условия питания  инвалидов и лиц с ограниченными  возможностями  здоровья.

В МБДОУ в течение последних лет успешно внедряется информационно-аналитическая система «АВЕРС: Расчет меню питания», которая предназначена для автоматизации процессов, связанных с планированием и организацией питания в дошкольном образовательном учреждении.  Пищеблок состоит из нескольких помещений: загрузочный,  горячий цеха; моечная кухонной посуды, кладовая для сухих продуктов, помещение для холодильных камер, комната для персонала. Данные объемно-планировочные решения помещений пищеблока предусматривают последовательность технологических процессов, исключающих встречные потоки сырой и готовой продукции. Воспитанники имеют возможность получать горячую, свежеприготовленную диетическую пищу. В ассортименте продуктов еженедельно присутствуют свежие овощи, фрукты и соки. Организация питания в МБДОУ д/с № 5 осуществляется по требованиям Санитарно-эпидемиологическим правилам (СанПиН 2.4.1.3049-13). МБДОУ обеспечивает гарантированное сбалансированное 5-ти разовое питание всех детей, в том числе детей с ОВЗ. 

РЕЖИМ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В МБДОУ д/с № 5
  • Завтрак 8.20-9.00 подготовка к завтраку, завтрак   
  •  II-ой завтрак 9.55-10.00
  • Обед 11.25-12.25 подготовка к обеду, обед
  • Полдник 15.30-15.50 подготовка к полднику, полдник
  • Ужин 17.45-18.00 подготовка к ужину, ужин

В ДОУ соблюдается правильный режим организации и проведения питания.В ежедневный рацион включаются овощи, фрукты, соки, соблюдаются санитарно-гигиенические требования к пищеблоку и процессу приготовления и хранения продуктов питания. Нормы питания по основным продуктам (мясо, рыба, масло растительное, сливочное, молоко, яйцо, крупа, картофель, овощи, фрукты) выполнены. Калорийность, количество ингредиентов соответствует норме. Продукты питания приобретаются централизованно Учредителем Управлением образования администрации г Белгорода, при наличии разрешения служб санитарно-эпидемиологического надзора для использования в МБДОУ. Контроль за качеством питания (разнообразием), витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения, соблюдением сроков реализации продуктов возлагается на медицинский персонал МБДОУ.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся с ОВЗ и  инвалидов . Для повышения качества педагогического процесса в ДОУ педагогами используются электронные образовательные ресурсы: презентационные материалы, обучающие программы, медиатека ДОУ и другие. Педагоги активно используют мультимедийную технику и электронные образовательные ресурсы по всем направлениям: по развитию художественного творчества, математических представлений, развитию речи. Накоплена медиатека ЭОР, включающая развивающие игры, презентации, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы.

Сохранение и укрепление здоровья, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. 

В дошкольном учреждении созданы необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья детей: спортивная площадка, физкультурный зал и физкультурные мини-центры групп оснащены необходимым набором инвентаря для организации двигательной деятельности детей в течение дня. Спортивная площадка детского сада оборудована в соответствии с требованиями СанПиН. На площадке имеется: беговая дорожка, полоса «препятствий», игровое поле для игр с элементами спорта (футбол, волейбол, баскетбол, городки, бадминтон), игровые прогулочные площадки имеют место для подвижных игр, создана «тропинка здоровья». В детском саду используются различные формы организации двигательной активности детей: утренняя гимнастика, непосредственно образовательная деятельность по физической культуре, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультурные минутки, бодрящая гимнастика после сна, спортивные праздники и развлечения, туристические походы, Дни Здоровья. Осуществляется многоплановая работа по проведению профилактических мероприятий, способствующая снижению заболеваемости детей: комплексное закаливание, дыхательная, пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз, дни «Здоровья». В каждой возрастной группе ведется журнал здоровья с отметками группы здоровья, вида закаливания, особенностей режима каждого ребенка, учета проведения профилактических мероприятий, что позволяет педагогам четко и правильно осуществлять самоконтроль проведения физкультурно-оздоровительной работы. Тесное сотрудничество с родителями дает возможность обучать их методам воспитания здорового ребенка. Ознакомительная работа родителей со всеми видами оздоровительной работы проходит через открытые мероприятия, информационные стенды, консультации  инструктора по физической культуре, врача.

        Паспорт доступности объектов социальной инфраструктуры (ОСИ) МБДОУ д/с № 5