Профилактика и укрепление опорно-двигательного аппарата дошкольников

Вырастить здоровых, красиво сложенных детей — это задача каждого дошкольного учреждения и каждого педагога. С каждым годом все больше детей приходят к нам в детский сад с деформацией стоп, увеличивается частота тяжелых форм сколиоза.

Задача детского сада сохранить и укрепить здоровья у детей дошкольного возраста, а также научить детей доступным двигательным умениям и навыкам. Необходимо найти современные, эффективные технологии и формы работы с детьми, которые бы способствовали укреплению и исправлению осанки, плоскостопия в интересной, и увлекательной для детей совместной деятельности.

Двигательная активность дошкольников напрямую связана с его познавательным и эмоциональным развитием, правильно организованная двигательная деятельность детей способствует не только укреплению здоровья, но и гармоничному развитию личности в целом.

Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА) имеет следующие проявления:

  1. нарушение осанки в сагиттальной плоскости;

  2. сколиотическая болезнь (сколиоз) — тяжёлое прогрессирующее заболевание позвоночника, характеризующееся дугообразным искривлением его во фронтальной плоскости с ротацией (скручивание позвонков вокруг вертикальной оси в процессе роста);

  3. плоскостопие — деформация стопы, заключающаяся в уменьшении высоты ее сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой переднего отдела стопы

Профилактика и коррекция функциональной недостаточности стопы (плоскостопия, косолапости)

  1. корригирующие упражнения (с предметами и без предметов) на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, гимнастике после дневного сна:

— ходьба: на месте, не отрывая носки от пола, на носках, в приседе на носках, в полу приседе, на пятках;

— перекатом с пятки на носок; на внешней стороне стопы;

— ходьба: приставным шагом по обручу, палке, веревке, канату, ребристой дорожке по кочкам;

— ходьба по ребристой дорожке, по упаковке от яиц, по сенсорным дорожкам (в группе), на ходунках.

  1. прокатывание предметов ногами(подошвами): на счетах, игольчатых мячиков, палочек, мелких шариков.

  2. собирание пальцами ног: шишек, мелких игрушек (от киндера).

  3. самомассаж: ежиками, шишками.

  4. гигиена и массаж (самомассаж) рефлекторных зон стопы (проекционных зон внутренних органов и систем организма) с использованием специальных предметов (камушков, деревянных палочек, мешочков с песком, платочков, веревок, маленьких шариков, набивных мячей и т.п.)

Для формирования правильной осанки у детей, а также профилактики её нарушений в процессе занятий утренней гимнастикой, физической культурой и во время физкультминуток в домашних условиях и, главным образом, в дошкольных и школьных учреждениях можно использовать различные полезные упражнения. Ниже приведены примеры таких упражнений.

  1. Ребёнок стоит на одной ноге или ходит по бревну.

  2. Держа за спиной обруч, ребёнок делает наклоны в стороны.

  3. Держа в руках гимнастическую палку, ребёнок приседает, стоя на носках.

  4. Разведя руки в стороны, ребёнок делает наклоны назад.

  5. Поставив ноги врозь и держа в руках гимнастическую палку, ребёнок, прогнувшись, делает наклоны вперёд.

  6. Ребёнок поднимает ноги вверх, лёжа на спине.

  7. Ребёнок ползает на четвереньках.

  8. Ребёнок, сохраняя правильную осанку, ходит, удерживая какой-либо груз на голове.

  9. Опущенными руками ребёнок держит гимнастическую палку за концы и поднимает руки вверх, заводя палку за спину, после чего чередует наклоны влево и вправо.

  10. Используя турник или шведскую стенку, ребёнок, крепко обхватывая руками перекладину, сгибает ноги под прямым углом и находится в таком положении в течение нескольких секунд.

  11. Находясь в положении «ноги вместе, руки опущены», ребёнок отводит правую ногу назад, а руки разводит в стороны и замирает, после чего повторяет упражнение с левой ноги.

  12. Лёжа на спине, ребёнок при помощи ног «крутит педали велосипеда» или изображает «ножницы».

  13. Лёжа на животе, ребёнок приподнимает согнутые в коленях ноги, обхватывает лодыжки руками и начинает покачиваться, как лодочка на волнах.

  14. Стоя перед зеркалом, ребёнок, чередуя, сначала нарушает, а потом исправляет осанку.

  15. Ребёнок прислоняется к стене пятью точками (затылок, лопатки, ягодицы, икры и пятки). Эти точки являются основными изгибами нашего тела наружу и в норме должны соприкасаться со стеной. После этого он выполняет различные движения, к примеру, приседания или разведение ног и рук в стороны, напрягая мышцы в среднем по 5 секунд.

Повышение эффективности профилактики нарушений ода детей возможно лишь при условии, если данный процесс приобретает характер педагогической системы, построенной на основе интеграции современных знаний в области оздоровительной и лечебной физической культуры в образовательном процессе и взаимодействии семьи, педагогов и медиков детского сада.

Таким образом, систематическая работа по профилактике нарушений ОДА и оптимальный двигательный режим способствуют укреплению и оздоровлению детского организма, формированию навыков правильной осанки.

Воспитатели Забусова Н. М., Гончаренко О. Н.