Консультации учителя-логопеда МБДОУ

 Консультация для родителей.

Современной маме. Развивающие игры на кухне.

 Если ребёнка не увлекают развивающие игры и пособия – предложите ему настоящие дела, в которых ребёнок может тренировать мелкую и общую моторику, внимание, память, речевое развитие, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым.

Игры на развитие речи:

Очень важно называть все своими именами — кухонные приборы и технику, виды продуктов из которых готовите, их предназначение и полезность. Используйте в речи глаголы: наливаю воду, мою овощи, чищу яблоки, нарезаю, солю – это поможет развить ассоциативное мышление.

Вкусные слова. Ребёнок называет «вкусное» слово и «кладёт» его вам на ладошку, а затем вы ему. И так до тех пор, пока не «съедите» все. Можно поиграть и в «кислые «, «солёные», «горькие» слова.

Отгадай. Ребёнок отворачивается, а вы помешайте ложкой в стакане, закройте крышкой кастрюлю и т.д. Ребёнок должен отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.

Необычный ужин. Вместе с ребёнком попробуйте приготовить ужин, в названии блюд должен быть звук «С» (например: сыр, салат, соус, суп, морс, сок…).

Порядок на кухне. Предложите ребёнку убрать, или помыть посуду, в названии которой есть звук [Ч] (чайник, чашки), [Л] (ложки, вилки, тарелки…).

Ищем слова на кухне. Какие продукты можно положить в борщ, компот.

Формирование лексико-грамматической стороны речи (образование слов):

Назови прибор. Как одним словом назвать прибор, который варит кофе? (Кофеварка). Режет овощи? (Овощерезка). Мелет кофе? (Кофемолка). Выжимает сок? (Соковыжималка).

Назови сок. Какой сок получается из яблок? (яблочный), из груш (грушевый), из слив (сливовый), из вишни (вишнёвый), из моркови (морковный), лимонов, апельсинов и т. д.? И, наоборот — из чего получается апельсиновый сок?

Игры по формированию сложных скоординированных движений руки:

Художники. Раскрошить скорлупу от яиц на кусочки. Предложить ребёнку выкладывать рисунок или узор на картон, тарелку и т.д. Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов выкладывать на столе, листе бумаги узоры, попутно изучая формы и цвета.

Картины солью. Пока на плите варится обед, нарисуйте вместе с малышом на листе картона зимний пейзаж. Нанесите кисточкой на крыши домов и ветки деревьев толстым слоем клей (лучше ПВА) и сверху посыпьте солью. Когда клей высохнет, остатки соли можно стряхнуть. С помощью такой техники можно сделать пляж, платье куклы и так далее.

Композиция из зёрен. Клей, бумага и некоторые другие ваши припасы очень могут пригодиться для этого вида искусства. Дайте ребёнку разные сухие продукты — горох, фасоль, рис, макароны, воздушную кукурузу, спагетти. На бумаге, намазанной клеем, пусть он расположит их так, как ему подскажет фантазия. Окончив работу, малыш может сделать из этого же материала рамку для своего произведения.

Игры, способствующие развитию усидчивости:

Золушка. Насыпьте в миску макароны разного сорта (ракушки, спиральки, трубочки) и предложите малышу их рассортировать.Посчитайте вместе с ребёнком, сколько макарон каждого сорта было в миске.Кроме того, макароны-трубочки можно нанизывать на шнурок, получатся бусы.

Найди предмет. Все дети любят перебирать пальчиками крупы. Дайте ребёнку несколько разных ёмкостей, пусть пересыпает крупу. Можно ребёнку предложить опустить руки в крупу, найти цифру или другой знакомый предмет и, не доставая его, определить, что ему попалось в руки.

Настольный хоккей. Поставьте на стол поднос или картонную коробку от конфет (это будет хоккейное поле, углы – ворота). Дайте ребёнку горошину (мяч) и трубочку-соломинку от пакета с соком (клюшка).Пусть малыш поиграет в хоккей, пока вы занимаетесь делами.Эта «простая» игра тренирует ловкость и координацию движений.

Игры на развитие общей моторики:

Боулинг. Если позволяют размеры кухни, расставьте на полу одну или несколько пустых пластмассовых бутылок. Пусть малыш сбивает эти «кегли» маленьким мячиком.

Ты слышал? Положите три камешка или стеклянных шарика в пустую жестяную кружку, и попросите ребёнка осторожно пройти по кухне, так чтобы шарики не гремели. Всякий раз, когда вы услышите шум, спрашивайте: «Ты слышал?». Попробуйте сами бесшумно пройти по кухне.

Игры на развитие памяти:

Что пропало? Положите на кухонный стол три предмета (например, кружку, ложку, салфетку). Пусть ребёнок посмотрит и назовёт каждый предмет. Затем он должен закрыть глаза, а вы в это время уберите со стола один из предметов. Теперь пусть малыш откроет глаза и попробует определить, чего не хватает. Постепенно увеличивайте количество предметов и убирайте не один, а два предмета.

Продолжи ряд. Взрослый выкладывает перед ребёнком ряд овощей (картошка, морковка, лук, свёкла). Ребёнок самостоятельно продолжает выстраивание ряда, соблюдая предложенное чередование.

Игры на развитие воображения:

Юный кулинар. Предложите ребёнку проявить фантазию, украшая ваши блюда. Подготовьте зелень, маслины, ломтики овощей, орехи, варенье и другие «материалы». Из них можно сделать смешные рожицы, цветы, выложить мозаику на приготовленном блюде, и так далее.

Игры на логическое мышление:

Четвёртый лишний. Взрослый выкладывает овощи (помидор, огурец, картошка) и один фрукт (лимон). Ребёнок должен исключить лишнее. Аналогично игра проводится с посудой (тарелка, кружка, салатник и ложка).

Все эти игры   стимулируют общение, активизируют высказывания детей, развивают активный словарь, а самое главное — дети думают, мыслят, творят, ищут нужные пути решения. Также помогают родителям совместить домашние дела и занять ребёнка.

 

Октябрь. Консультация для родителей.

Ребенок картавит? Срочно к логопеду!

 

Наверняка вы заметили, как часто с экранов телевизоров и из радиоприёмников льётся теперь картавая речь. А в жизни мы все чаще сталкиваемся с людьми, не способными без ошибок написать даже собственное резюме. Специалисты считают: между неправильным произношением (дислалией) и неграмотностью — прямая связь.

— Дислалия — это нарушение звукопроизношения, — рассказывает логопед с многолетним стажем, директор Центра нетрадиционных речевых расстройств Галина Андреевна Троян. — Её обычно предваряет задержка речевого развития. А та, в свою очередь, свидетельствует об общем отставании развития ребёнка. Понятно, что в школе такие дети учатся плохо и сразу попадают в разряд отстающих.

Дислалия проявляется обычно к 4 годам. Как правило, параллельно идёт нарушение фонематического слуха: часть звуков ребёнок не слышит, а поэтому и не произносит их. Если родители видят, что малыш испытывает сложности в речи, тянуть не стоит. Чем раньше вы обратитесь к логопеду, тем больше надежды на то, что к школе проблемы со здоровьем удастся решить. В противном случае дислалия может плавно перейти в дисграфию (неспособность грамотно писать) и дислексию (неспособность к чтению).

Различают две формы дислалии. Если человек не выговаривает один звук (типичный случай), например «Р» или «Л», то это простая форма. При умелом подходе это устраняется за три месяца.

Но бывает так, что не «звучит» половина алфавита. Может не быть даже, казалось бы, простого звука «Ы». Тогда работать с логопедом дошкольнику придётся год, а может, и больше.

Что является причиной дислалии?
Генетика.
Мало занимались с ребёнком в младенчестве.
нарушение строения артикуляционного аппарата.

Что делать?
Мамы с папой должны знать:
что к одному году в словарном запасе ребёнка должно быть 8 — 12 слов;
что к 1,5 года должно сформироваться умение говорить целыми фразами;
что, если к двум годам ребёнок не заговорил, стоит показать его специалистам, чтобы вовремя обнаружить причину «немоты». Вполне вероятно, что у него частичное снижение слуха — то, что в народе называют тугоухостью, поэтому он просто не в состоянии воспроизвести нужные звуки. Квалифицированный логопед такие вещи умеет распознавать.

Если совсем маленький (ещё не говорящий) ребёнок не слышит шёпот (не отзывается, не поворачивает голову, когда вы его зовёте по имени вполголоса), готовьтесь к тому, что он не справится с шипящими и свистящими звуками. Но лучше этого не дожидаться, а обратиться к специалисту.

Ликвидировать «милую картавость» и прочие «очаровательные» дефекты речи нужно обязательно. Это свидетельство вашей культуры и вашего уважительного отношения к собственному ребёнку.

ПОЛЕЗНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Можно попробовать дома позаниматься с ребёночком, если вы чувствуете, что у малыша неповоротливый язык. Врачи рекомендуют самостоятельно работать над правильным звуком «Р». Вот тренировочные упражнения для разработки языка:

«Лопаточка». Положить язык на нижнюю губу (то, что мы бы назвали «вывалить язык наружу»), и пусть он там лежит спокойно некоторое время. А потом заострить его кончик так, чтобы края языка не сворачивались трубочкой, а оставались в прежнем положении.

«Мясорубка». Покусываем распластанный язык, постепенно то «вываливая» его наружу, как «мясо», то убирая назад. Работаем над мелкими движениями — детям они обычно трудно даются, они сразу высовывают весь язык.

«Как кошка пьёт молочко». Нужно поболтать язычком, причём языком выполнять движения кошки, когда она лакает, и следить за тем, чтобы подбородок при этом оставался неподвижным.

«Как лошадка едет». Цокаем языком с широко раскрытым ртом и опять-таки следим за неподвижностью подбородка.

Скороговорка на звук «Р»:
КРот и кРолик кРышу кРыли.
КаРп и кРаб дРова Рубили.
ДРозд хоРьку кРоил сюРтук.
КРыса пРыгала вокРуг.
ТРяпки куРица тащила.
КенгуРу хаРчо ваРила.
ДРозд в коРыте фРак стиРал.
БобР бРуснику собиРал.
НоРка гРомко гРызла коРку.
Я твеРдил скоРоговоРку.

А вот звук «Л» — коварный. Здесь не должно быть никакой самодеятельности. Логопедам очень сложно корректировать мягкий «Л».

 

 

 Консультация для родителей: «Советы родителям при работе с детьми   фонетико-фонематическом недоразвитии речи».

     Современная школа требует от детей, поступающих в первый класс не столько знаний и умений, сколько способностей к анализу и общению. Основная цель – формирование фонетико–фонематической стороны речи дошкольника через навык звуко-буквенного анализа слов.

     Однако при обследовании дошкольников специалистами выявляются дети, которые при относительно – сохранном слухе и правильном лексико – грамматическом строе речи имеют выраженное фонематическое недоразвитие, но так как родителей этот дефект не беспокоит, дети остаются без своевременно оказанной логопедической помощи. Получается, что дети, идущие в школу, остаются с проблемой в развитии языкового анализа и синтеза, что приведёт к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью. Если вовремя не исправить в детском возрасте трудности в общении, они влекут изменения личности в цепи развития «ребёнок – подросток – взрослый», то есть ведут к возникновению у детей закомплексованности.

      Основную нагрузку в обучении ребёнка правильной речи должны взять на себя родители. Решение логопедических проблем потребует желание, веры и терпения от родителей и конечно взаимосвязь между родителями и педагогами играет большую роль в этом.

     Особая роль родителей заключается в комплексе следующих мероприятий:

-контроль, за выполнением заданий в домашних условиях,

-приучать к звуковому анализу,

-постоянно активизировать слуховое восприятие ребёнка,

-не переходить к следующим занятиям, пока не усвоен материал предыдущих занятий.

     Знакомство детей со звуковой стороной слова начинаются ещё в младших группах, когда приучают отчётливо и внятно произносить гласные и согласные звуки, отдельные слова, соотносить слово с предметом. Учить детей среднего возраста интерес к звучанию слова ещё более возрастает. Они вслушиваются к словам, находят сходство и различие, отмечают интонацию выразительности речи. Дети старшего возраста различают звуки на слух, называют слова с определённым звуком, находят слова с данным звуком, определяют место звука в слове. В подготовительной группе детей учат делить двусложные (ма-ма) и трёхсложные (са-ло-ма) слова на слоги, находить и называть каждую часть слова.

      Поэтому формирование фонетико – фонематической стороны речи – это сложный процесс. Освоить азы чтения и счёта ещё до того, как прозвенит первый звонок, предупредить ошибки при письме и чтении, появлении дисграфических ошибок при обучении грамоте можно только в процессе интенсивного развития фонематического восприятия.

     Успешность обучения ребёнка грамоте во многом определяется тем, насколько хорошо он владеет звуковой стороной речи, поскольку при помощи букв обозначаются не, что иное, как звуки речи. Чтобы исключить это ребёнок должен усвоить буквы.

      Для решения данной проблемы, родители должны знать, что их ребёнок уметь перед поступлением в школу:

-очень чётко ориентироваться в звуках,

-уметь правильно их произносить,

-безошибочно различать их на слух,

-место расположения данного звука в слове.

     Если, родители вовремя обратят внимание на знания своих детей, обратятся к специалистам, которые помогут в игровой форме, поэтапно проводить занятия, а родители будут выполнять указания и заниматься со своим ребёнком, то фонематическая сторона речи исправиться и обучение ребёнка в школе будет беспроблемным.

Консультация для родителей.

РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.
ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ.

Формирование фонетико —  фонематической стороны речи  у детей – это сложный процесс. Освоить азы чтения и счета ещё до того, как прозвенит первый звонок , предупредить ошибки при письме и чтении, появление дисграфических ошибок при обучении грамоте можно только в процессе интенсивного развития фонематического восприятия.

Современная школа требует от детей поступающих в первый класс не столько знаний и умений, сколько способности к анализу и обобщению. Основная цель – формирование фонетико-фонематической стороны речи дошкольника через навык звуко -буквенного анализа слов.

Знакомство детей со звуковой стороной слова начинается еще в младших группах, когда приучают отчётливо и внятно произносить гласные и согласные звуки, отдельные слова, соотносить слово с предметом. У детей среднего возраста интерес к звучанию слова еще более возрастает. Они вслушиваются в слова, находят сходство и различие, отмечают интонацию выразительность речи. Дети старшего возраста различают звуки на слух, называют слова с определенным звуком, находят слова с данным звуком, определяют место звука в слове. В подготовительной к школе группе детей учат делить двусложные (па-па) и трехсложные (ма-ли-на) слова на слоги, находить и называть каждую часть слова.

Успешность обучения ребёнка грамоте во многом определяется тем, насколько хорошо он владеет звуковой стороной речи, поскольку при помощи букв обозначается не что иное, как звуки речи. Следовательно, для того чтобы усвоить буквы, необходимо:

  • Очень чётко ориентироваться в звуках,

  • Уметь правильно их произносить,

  • Безошибочно различать их на слух,

  • Определять наличие или отсутствие звука,

  • Место расположения заданного звука в слове.

Однако при  обследовании дошкольников специалистами выявляются дети, которые при относительно-сохранном слухе и правильном лексико-грамматическом строе речи имеют выраженное фонематическое  недоразвитие, но так как родителей и воспитателей  этот дефект не беспокоит, дети остаются без своевременно оказанной логопедической помощи.  Получается, что дети, идущие в школу остаются с проблемой в развитии языкового анализа и синтеза, что приведёт  к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью. Если вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности в общении, влекут изменения личности в цепи развития «ребёнок-подросток-взрослый», то есть ведут к возникновению у детей закомплексованности.

Основную нагрузку в обучении ребёнка правильной речи должны взять на себя родители. Решение логопедических проблем потребует желания, веры и терпения от родителей и конечно взаимосвязь между родителями и педагогами играет большую роль в этом. Особая роль родителей необходимо в комплексе следующих мероприятий:

  • Соблюдение единых требований к ребёнку

  • Контроль  за выполнением заданий в домашних условиях

  • Приучать к звуковому анализу

  • Постоянно активизировать слуховое восприятие ребёнка

  • Не переходить к следующим занятиям, пока не усвоен материал предыдущих занятий.

                                                                              Консультация логопеда                                                                         

    ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Учитель- логопед МБДОУ №5: Фесенко Ю.Б.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ПРЕДЛАГАЮ ВАМ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С

речевыми  играми по дороге домой

Современные условия жизни, к сожалению, не позволяют родителям уделять достаточно времени своим детям. Зарабатывание денег, создание стабильности в семье является приоритетной задачей взрослого населения нашей страны. Быстрый темп жизни, нехватка свободного времени отдаляют родителей от детей. Конечно, было бы просто замечательно, если бы мамы и папы больше общались с детьми, чаще бы играли в совместные игры. Очень ценен опыт семей, где несмотря ни на что сохранились традиции совместных ужинов, настольных игр, просмотра и обсуждения телепередач и детских фильмов. А что же делать, если действительно нет достаточно времени для общения с ребёнком, и уж тем более для совместных игр?

Учитывая тот момент, что общение родителей с детьми происходит большей частью по дороге в детский сад и вечером домой, предлагаю вам несколько вариантов игр, которые не требует специальных педагогических знаний и помогут вам провести несколько удивительных минут рядом с вашим малышом.

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребёнком, в творческих играх. Дети, увлечённые замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Решение этой задачи является для каждого ребёнка важным условием личного успеха в игре.

Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребёнка. С помощью таких игр ребёнок научиться классифицировать, обобщать предметы.

Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

Игра «Отгадай предмет по названию его частей»

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолёт).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Игра «Отгадай, что это»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.

Например:

Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

Игра «Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребёнку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

Кукла, песок, юла, ведёрко, мяч;

стол, шкаф, ковёр, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

Игра «Слово за слово …»

Игра для развития воображения и речевой реакции

Эта игра, во взрослом варианте носящая название «Бег ассоциаций», заключается в том, чтобы связать высказыванием любые названные предметы.

Играть можно и группой, вдвоём.

Водящий произносит вслух два случайных слова, например, «крыса» и «табуретка».

Следующий участник произносит: «Папа бросил табуреткой в крысу» и называет следующее слово: «Молоко».

Следующий участник связывает предложением второе и третье слова: «На табуретке было разлито молоко» и т. д.

Игра бесконечна, проигравшим считается тот, кто не смог быстро составить предложение.

Однако если Ваш ребёнок имеет замедленный темп деятельности, лучше обойтись без проигравших!

Играйте дома, на улице, играйте в дороге (по 3 — 4 игры в день):

Игра «Цепочка слов»: называть по очереди слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова. Пример: сова – апельсин – носок – кот…

Развивайте ребёнку ориентацию в пространстве: «Назови, что находиться  слева от тебя, справа, ближе, выше,..  и т.д.», на листе бумаги – игры «Морской бой», «Крестики-нолики».

Игра «Из чего какое?»: Сок из яблок – яблочный, а из груш? Слив? Дом из кирпича – какой? Книга из бумаги, одеяло из шерсти  и т.д.

Развивайте слуховую память. Начиная с 3-5 коротких слов, попросите ребёнка запомнить и повторить их. Доведите до 10 слов. Так же поиграйте с числами.

Игра «Похлопай, как я!» Вы отхлопываете (можно отстучать по столу любым предметом) сперва простые ритмы:   !  ! ,  !!  !! ,  !  !!  ,  !! ! , затем сложнее: !  !!  ! ,  !!  !  !! ,  !!  !!! ,… Ребёнок слушает и старается его воспроизвести.

Обязательно читайте ребёнку книги каждый день (хотя бы перед сном) и объясняйте ему все обороты речи, все слова, которые ему могут быть не ясны. Спрашивайте: «Что значит   наутёк», что такое «харчевня», «изгородь» и т. д.

Консультация для родителей: «Советы родителям при работе с детьми   фонетико-фонематическом недоразвитии речи».

     Современная школа требует от детей, поступающих в первый класс не столько знаний и умений, сколько способностей к анализу и общению. Основная цель – формирование фонетико–фонематической стороны речи дошкольника через навык звуко-буквенного анализа слов.

     Однако при обследовании дошкольников специалистами выявляются дети, которые при относительно – сохранном слухе и правильном лексико – грамматическом строе речи имеют выраженное фонематическое недоразвитие, но так как родителей этот дефект не беспокоит, дети остаются без своевременно оказанной логопедической помощи. Получается, что дети, идущие в школу, остаются с проблемой в развитии языкового анализа и синтеза, что приведёт к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью. Если вовремя не исправить в детском возрасте трудности в общении, они влекут изменения личности в цепи развития «ребёнок – подросток – взрослый», то есть ведут к возникновению у детей закомплексованности.

      Основную нагрузку в обучении ребёнка правильной речи должны взять на себя родители. Решение логопедических проблем потребует желание, веры и терпения от родителей и конечно взаимосвязь между родителями и педагогами играет большую роль в этом.

     Особая роль родителей заключается в комплексе следующих мероприятий:

-контроль, за выполнением заданий в домашних условиях,

-приучать к звуковому анализу,

-постоянно активизировать слуховое восприятие ребёнка,

-не переходить к следующим занятиям, пока не усвоен материал предыдущих занятий.

     Знакомство детей со звуковой стороной слова начинаются ещё в младших группах, когда приучают отчётливо и внятно произносить гласные и согласные звуки, отдельные слова, соотносить слово с предметом. Учить детей среднего возраста интерес к звучанию слова ещё более возрастает. Они вслушиваются к словам, находят сходство и различие, отмечают интонацию выразительности речи. Дети старшего возраста различают звуки на слух, называют слова с определённым звуком, находят слова с данным звуком, определяют место звука в слове. В подготовительной группе детей учат делить двусложные (ма-ма) и трёхсложные (са-ло-ма) слова на слоги, находить и называть каждую часть слова.

      Поэтому формирование фонетико – фонематической стороны речи – это сложный процесс. Освоить азы чтения и счёта ещё до того, как прозвенит первый звонок, предупредить ошибки при письме и чтении, появлении дисграфических ошибок при обучении грамоте можно только в процессе интенсивного развития фонематического восприятия.

     Успешность обучения ребёнка грамоте во многом определяется тем, насколько хорошо он владеет звуковой стороной речи, поскольку при помощи букв обозначаются не, что иное, как звуки речи. Чтобы исключить это ребёнок должен усвоить буквы.

      Для решения данной проблемы, родители должны знать, что их ребёнок уметь перед поступлением в школу:

-очень чётко ориентироваться в звуках,

-уметь правильно их произносить,

-безошибочно различать их на слух,

-место расположения данного звука в слове.

     Если, родители вовремя обратят внимание на знания своих детей, обратятся к специалистам, которые помогут в игровой форме, поэтапно проводить занятия, а родители будут выполнять указания и заниматься со своим ребёнком, то фонематическая сторона речи исправиться и обучение ребёнка в школе будет беспроблемным.